log

Адрес
211391, г. Орша, ул. Якова Свердлова, 7а-1
c 8.00 – 17.00, обед с 13.00 до 14.00

Телефон
(0216) 56-87-28
Факс 56-87-28

Тест

Конституция является Основным Законом Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 г. В Основной Закон впоследствии вносились изменения:
в 1996 году на республиканском референдуме была принята новая редакция Конституции (перераспределены полномочия органов власти, создан двухпалатный Парламент и т.д.);
в 2004 году решением республиканского референдума внесено изменение в статью 81 (касающееся исключения указания на предельное количество сроков, на которое может быть избран Президент);
в 2021 году Законом от 12 октября 2021 г. № 124-3 внесены изменения в статью 67 и дополнение новой статьей 147 (касающиеся проведения выборов депутатов в единый день голосования).
Комментарий
Внесение изменений в Конституцию Республики Беларусь обусловлено объективной динамикой общества, является неотъемлемой частью общемировых и постсоветских тенденций конституционного реформирования.
Процесс конституционных реформ в последние несколько лет запущен в целом ряде стран бывшего Советского Союза.
Так, например, в Азербайджане за последние 20 лет проведено три конституционных референдума. В Казахстане изменения в Конституцию вносились в 2007, 2011, 2017 и 2019 годах, в Узбекистане — более 10 раз на протяжении 2011 – 2021 годов.
Серьезные поправки в Конституцию Российской Федерации внесены в июле 2020 г.
Еще в октябре 2016 г. Президент Беларуси Александр Лукашенко, выступая с обращением перед новым составом
Национального собрания, заявил, что не исключает возможности корректировки Конституции Беларуси в соответствии с требованиями времени. В 2018 – 2019 годах Президент Республики Беларусь неоднократно возвращался к этой теме.
Во время предвыборной кампании на встрече с коллективом ОАО “Беларуськалий” 26 июня 2020 г. Президент Республики Беларусь подчеркнул, что необходимо перераспределение полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом, серьезное усиление роли местной власти. Тема конституционного реформирования через обновление Основного Закона была вновь поднята Президентом в
ходе встречи с коллективами ведущих СМИ (9 июля 2020 г.) и Послании белорусскому народу и Парламенту (4 августа 2020 г.).
В начале 2021 года на основании резолюции VI Всебелорусского народного собрания создана Конституционная комиссия.
Накануне VI ВНС предложения по изменению Конституции широко обсуждались в ходе диалоговых площадок, проведенных по всей стране в октябре 2020 – феврале 2021 г.
В результате проект изменений Конституции был доработан и сегодня мы можем говорить о следующих основных направлениях конституционных преобразований.
1. Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества.
2. В Конституцию предлагается включить положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма (преамбула, статьи 15 и 54).
3. Принципиальной позицией является сохранение социальной направленности государственной политики с учетом социально-экономических возможностей государства. Особое внимание в проекте уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47).
4. Конституционные изменения касаются и вопроса формирования внутренней и внешней политики. Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики (статья 18). Одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету.
5. С вводом АЭС Беларусь вступила в клуб государств, использующих атомную энергию в мирных целях. Поэтому на конституционном уровне закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии (статья 46).
6. В основе Конституции – баланс всех ветвей власти.
Всебелорусское народное собрание — это сложившаяся и оправдавшая свое предназначение высшая форма непосредственной демократии. Именно данный орган станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти.
В проекте сформулированы нормы, определяющие ключевые аспекты статуса, порядка формирования и полномочий Всебелорусского народного собрания (глава З1 ).
Особый статус ВНС обеспечивается участием в его деятельности представителей всех ветвей власти, органов местного самоуправления, а также гражданского общества. При таком подходе исключается риск разбалансировки государственного аппарата.
Собрание наделяется существенными полномочиями:
– по предложению, предварительно согласованному с Президиумом ВНС, избирает Председателей и судей Конституционного и Верховного Судов и освобождает их от должностей по основаниям, предусмотренным законом;
-избирает Председателя и членов Центральной избирательной комиссии и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;
-принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления и др.;
– еще один принципиальный момент – юридическая сила решений ВНС. В этой связи закрепляется право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц.
Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием на заседании ВНС.
Определяется организационная структура ВНС, включающая Президиум, Председателя и его заместителей, избираемых делегатами Собрания.
Учитывая задачи, поставленные перед ВНС, срок его полномочий составит 5 лет, а заседания будут проходить ежегодно. В период между заседаниями оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию Собрания, будет обеспечиваться постоянно действующим Президиумом.
ВНС будет сформирован после вступления в силу специального закона (предполагается принятие в течение года).
7. Принимая во внимание широкий объем полномочий Всебелорусского народного собрания, изменяются полномочия других государственных органов и должностных лиц, в том числе Главы государства.

Комментарий
Перераспределение полномочий не является самоцелью. Как неоднократно подчеркивал Глава государства: нельзя создать риск двоевластия. Сохраняя Беларусь президентской республикой, политическая система в Конституции выстраивается так, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та становится на путь нарушения Конституции и законодательства. В этой связи подготовленные изменения Конституции усиливают баланс полномочий.
В отношении должности Президента предлагается:
ужесточение требований к кандидатам на высшую государственную должность (повышается возраст — не моложе 40 лет, увеличивается период постоянного проживания в стране перед выборами с 10 до 20 лет, устанавливается запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство) (статья 80);
введение ограничений по срокам для Главы государства (не более двух) (статья 81);
упрощение процедуры импичмента (новое основание систематическое либо грубое нарушение Конституции), а также предоставление гражданам права инициировать эту процедуру (не менее 150 тысяч) (статья 88);
упразднение декрета как вида нормативного правового акта. Правовое регулирование важнейших общественных отношений будет осуществляться исключительно законами. На это направлено и изменение порядка работы Парламента, который будет осуществлять законодательную деятельность практически в течение всего года (уже изданные декреты сохранят свою юридическую силу до
признания их утратившими силу, а их положения – приоритет по отношению к принятым до их издания положениям законов) (статьи 85, 101 и 142);
наделение Президента правом назначать помощников и уполномоченных по различным вопросам, требующим особого внимания со стороны государства (пункт 16 статьи 84);
закрепление статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (при его согласии он станет членом Совета
Республики, а также делегатом ВНС) (статьи 89, 892, 91).
8. С учетом предлагаемых преобразований ожидаются изменения в деятельности Парламента и Правительства.
Для парламентариев устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 93). Предусмотрена одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95). Депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать Генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач (статьи 97 и 98).
Назначение на должности всех “ключевых” руководителей, в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с Парламентом (статьи 97 и 98).
Важной поправкой является возложение на Председателя верхней палаты Парламента – Совета Республики – полномочий Президента в случае вакансии этой должности (статья 881), что позволит сохранить стабильность и управляемость в экстренных для страны ситуациях.
Проектом усиливаются позиции Правительства:
Премьер-министр вносит на утверждение Президента предложения по формированию Правительства (в части определения как его структуры, так и персонального состава). Это направлено на повышение ответственности Премьер-министра за работу Правительства (статья 106);
законопроекты, влекущие сокращение госсредств, увеличение расходов, вносятся в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров (статья 99);
Правительство вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству (статья 107).
9. Определенные изменения предусмотрены в отношении системы местного управления и самоуправления:
как и для парламентариев, для депутатов на местах устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 118);
усиливается статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98).
10. Предлагаются изменения Конституции, касающиеся избирательного процесса:
конституционно закрепляется статус Центральной избирательной комиссии (в т.ч. уточняется ее наименование) и изменяется порядок ее формирования (избрание Председателя и членов ЦИК Всебелорусским народным собранием по предложению Президента) (статья 71);
снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан (право участвовать в выборах предоставляется гражданам, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей) (статья 64);
урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов (в таких случаях новый состав этих органов осуществляет свои полномочия до начала полномочий органов, избранных в единый день голосования) (статьи 94 и 118);
сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе, поскольку трудовой коллектив как объединение граждан является одним из ключевых элементов политической системы (статья 69);
сохраняется институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72).
Кроме того, в проекте уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений) в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70).
11. Всего из 147 статей действующей редакции Конституции изменению подверглись преамбула (4 позиции) и 81 статья (178 нормативных положений), исключены 2 статьи (6 нормативных положений).
Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о ВНС), содержащими 47 новых норм.
С учетом предлагаемых поправок текст обновленной Конституции будет содержать 156 статей.
Таким образом, с учетом исключения 2 статей и дополнения 11 новыми статьями Конституция будет содержать на 9 статей больше, чем действующая.

Новость опубликована: 24.02.2022